|
Крадущийся
тигр, затаившийся дракон
(Wo hu zang long)
Историко-романтическая сказка
Режиссер:
Ан Ли (Ang Lee)
Сценарий:
Ху-Лин Ван (Hui Lin Wang)
Джеймс Чамас (James Schamus)
В
ролях:
Юн-Фат Чоу (Yun-Fat Chow)
Мишель Йео (Michelle Yeoh)
Чжан Цзыи (Zhang Ziyi)
Чен Чэнг (Chen Chang)
Пи-Пи Ченг (Pei-Pei Cheng)
Продолжительность:
120 мин.
Бюджет: $ 15 млн.
|
После просмотра фильма
"Крадущийся тигр, затаившийся дракон", у меня было
ощущение, что я резко свернул с шумной, бурлящей машинами автострады
в сторону, и оказался в тишине. Передо мной вдруг открылся древний
сказочный лес с пышной буйной растительностью и его необычными обитателями...
Вместо
мощной атаки Голливуда, который "мордовал" нас в течение
года Икс-Мэнами, Человеками-невидимками
и Ангелами Чарли, мы вдруг попали
под визуально-лирический гипноз режиссера Ан Ли, сумевшего
на время отвлечь нас от суррогатного кинопотока, и обратить внимание
на экзотическую историю с яркими характерами. Ан Ли ("Разум
и чувства", "Ледяная буря") родившийся
на Тайване и получивший образование в Америке, не упустил своего
шанса и снял кино другого рода. Он обратился к Китайской истории
400-ей давности и поставил историко-романтическую сказку, органично
включающую в себя элементы мелодрамы и технику восточных единоборств.
События, происходящие в фильме, относятся ко временам "Эры
Династии" в Китае. Основной конфликт развивается вокруг легендарного
меча принадлежащего по праву Зеленой династии. Фильм начинается
с того, что мастер Ли (Юн-Фат Чоу) после долгих размышлений
приходит к решению вернуть мистическое оружие законному владельцу,
чтобы меч, принесший много бед и горя, больше никогда не вынимался
из ножен, и находился в надежных руках. Он сообщает об этом Юу (Мишель
Йео), женщине-воину, верной хранительнице традиций его школы,
которая убеждает Мастера, вместо возвращения оружия династии, оставить
меч в более безопасном месте - доме друга ее отца. Она выезжает
в Пекин, чтобы выполнить его поручение. Господин Те, любящий Юу,
как свою дочь, соглашается принять меч и хранить его в своем доме.
В ту же ночь оружие похищают. Охрана обнаруживает вора, но поймать
похитителя и вернуть меч им не удается. Неизвестный исчезает бесследно.
Подозрение падает на Лису (Пи-Пи Ченг), женщину-воина, убившую
учителя Ли. Но Юу, кажется более подозрительной в этом деле, молодая
женщина Джен (Чжан Цзыи), с которой она познакомилась в первый
день приезда в Пекин, и которая, как ей показалось, проявила повышенный
интерес к оружию.
Сюжет
усложняется вводом ряда дополнительных сцен в сценарий: упорного
полицейского с дочерью, давно идущих по следу Лисы; нападение варваров
на караван и пленение Джен; ее любовного романа с молодым вожаком
банды Ло (Чен Чэнг); комической "разборки" между
Джен и представителями различных школ восточных единоборств. Все
эти сюжетные линии, несмотря на кажущую ненадобность, несут смысловую
нагрузку: полицейский нужен авторам для того, чтобы показать масштабность
злодеяний Лисы; события в пустыне привносят в фильм любовно-романтический
колорит, без которого фильм много потерял бы; изобретательно решенная
стычка Джен с прочим воинствующим сбродом Китая, мнящим себя родоначальниками
новых стилей боевых искусств, показала правоту слов мастера Ли о
том, насколько грозен обнаженный мистический меч, когда он находится
в опасных руках.
Картина
базируется на романе 20 века написанного Ван Ду Лу. Заслуга
режиссера в том, что из первоисточника, больше напоминающего книгу
комиксов, чем роман, он сумел создать поэтическое кино. Главные
герои фильма, мыслящие философскими категориями и парящие над землей
- больше чем жизнь. Несмотря на возвышенность чувств героев, в картине
много "заземленных" моментов близких каждому из нас. Для
глубокого понимания характеров Ан Ли использует в фильме
прием "контраста", присущий многим известным мастерам
восточного кино. Это можно хорошо увидеть на примере Юу и Джен.
Каждая из них, по существу, является затворницей своего стиля жизни
и мечтает о том, что другая имеет. Юу - воин-странник, которая подспудно
всегда хотела устроить свою личную женскую жизнь, и которая, из-за
своего положения, должна была сдерживать свою любовь к мастеру Ли.
Джен - избалованная дочь крупного чиновника, которую собираются
выдать замуж, желает иметь то, что есть у Юу - свободу, которая,
и она в это верит, даст ей возможность стать тем, кем является Юу
и жить свободной жизнью воина.
Все вспомогательные компоненты
фильма (пластический, операторский и музыкальный), профессионально
соединенные режиссером в единое художественно-целое, делают фильм
ярким и незабываемым.
В
картине много батальных сцен, изобретательно поставленных режиссером
по пластике Юэнем Ву Пингом, придающему фехтовальному искусству
степень почтения и безупречного вкуса, который не идет на поводу
среднего зрителя, воспитанного на движенческо-фехтовальном языке
Брюса Ли и Джеки Чана. Как мастер своего дела, Юэнь
Ву Пинг понимает, что каждая отдельно взятая фехтовальная композиция
должна строится в зависимости от контекста драматургии и выбранного
жанра, и в этой области он приближается к лучшим образчикам создания
подобного кино.
Наряду с эффектными боями,
в фильм органично вплетается способность полета главных героев.
Подобно балетным танцовщикам, они перелетают в поединках с крыши
на крышу, скользят стенам домов, бегут по поверхности воды, перепрыгивают
с верхушки на верхушку деревьев. Особенно впечатляющ фехтовальный
поединок между мастером Ли и Джейн на балансирующих ветвях сказочного
бамбука. Такое неординарное решение сцены я не видел еще нигде.
Вне
всяких похвал операторская работа Питера Пау. Прекрасные
панорамы, изменяющегося сказочного леса и ослепительных гор, напоминают
нам лучшие гравюры известных китайских художников. Безупречно выстроенные
композиции, удивляют своей выразительностью и надолго держат наше
внимание. Чего только стоит сцена с огромным живописным деревом
и взлетающей с него стаей птиц. В контексте с действиями героев
это сцена становиться самостоятельным художественным произведением.
Ритмичное музыкально-шумовое
сопровождение, в единстве с визуальным рядом, буквально приковывает
зрителя к экрану. Здесь музыка становиться органичной частью сказочного
действа. Грамотное использование шумов и барабанов, присущих древнему
китайскому театру, своей ритмичностью, вовлекает зрителя в динамику
показываемых событий на экране и заставляет волноваться его.
Чтобы
фильм был более смотрибильным, Ан Ли пригласил на главные
роли ветеранов Гонконговского кино Ют-Фат Чоу и Мишель
Йео, уже получивших любовь и признание у американского зрителя.
Актеры, способные глубоко анализировать и интересно лицедействовать,
доказали своей работой правильность их выбора. Завораживающая актерская
игра на крупных планах покорила зрителя. После постоянного мелькания
и суеты, присущей американскому кино, мы вдруг попали под гипноз
актерской паузы. Нам вдруг безумно интересно стало наблюдать за
мимикой лица и недосказанностью глаз актеров. В их игре мы вдруг
увидели тайну человеческого бытия и нам, зрителям, предстояло ее
разгадать. Нет больше счастья для зрителя, чем стать сотворцом происходящего
на экране.
Оценка
по пятибальной системе:
Режиссура
- 5
Сценарий - 5
Актерское исполнение - 5
Художественное
Оформление:
Монтаж - 5
Операторская работа - 5+
Художник - 5+
Пластическое
решение - 5
Общая оценка - 5
Кадры
из фильма (20)
Видео-ролики:
QuickTime
(2.6 MB) #1
QuickTime
(4.7 MB) #2
QuickTime
(4.0MB) #3
Официальная
страничка
наверх
|